Четверг
02.05.2024

Омская область. [12]
Отчеты по Омской области.
Тюменская область. [11]
Отчеты по Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО.
Алтай и Алтайская область [1]
Отчеты про Алтай и Алтайскую область.
Красноярский край. [15]
Отчеты по Красноярскому краю.
Новосибирская область [2]
Чаны, море и т.д.
О рыбалке и не только... [14]
О рыболовных атрибутах и всякой всячине
Европейский Север. [11]
Рыбацкие отчеты о рыбалках на Европейском Севере (Карелия, Архангельск и т.д.)
Урал (Башкирия, челябинская и Свердловская область). [2]
Отчеты по Уралу.
Кемеровская область. [1]
Реки и озера области.
  • Статистика

Омский рыболовный клуб «БРОДЯГИ»

Рыболовные отчёты и статьи.

Главная » Статьи » Красноярский край.

Тыгылькай - речка рыбная.
    Так случилось в жизни, что я несколько лет подряд проводил свой отпуск на севере Красноярского Края. «Соболевали» - так на Севере называют добычу соболя, причем не просто съездил на выходные и добыл зверька, а собираешь припас и на избушку на месяц, а то на два или вообще на весь охотничий сезон.
    Мы с друзьями брали отпуск, добавляли всяческие отгулы за прогулы и на полтора месяца шустрая «восьмерка» (вертолет МИ-8) забрасывала нас в северные районы, богатые соболем. Было нас четверо, избушки ставили друг от друга в километрах 10-20, так что за всю соболевку можно было увидится только раз или два. Да и то встречались обычно только по необходимости, когда надо было взять медведя с берлоги или какой-нибудь мелочи не хватает (у меня однажды перегорели подряд три лампочки на фонарик).
    Каждый год, мы тщательно выбирали маршрут, собирали и укладывали вещи, сушили сухари (кстати, сухарница – это самая вкусная смесь суп - каша). Ближе к осени, звонили вертолетчикам, договаривались и согласовывали места высадки. В этот раз мы выбрали место в квадрате между реками Большой Медвежьей, Кривым Тольдоксом, Горелой и Тольдоксом. Все эти реки впадали в Келлог, а затем в Енисей Я приметил себе место около ручья Тыгылькай. По карте – стометровке, там стояла избушка наших предшественников, рядом было небольшое озерко из которого ручеек впадал в Тыгылькай. Место мне понравилось, и я решил его застолбить.
    И вот долгожданная посадка, пока я выгружался, моя западно-сибирская лайка Айка, соскучившись по тайге, поднимая снежную пыль, носилась кругами по сосняку и от избытка чувств изредка взбрехивала. Быстро разгрузившись, помахав рукой удаляющейся вертушке, начал обживать зимовье. Избушка была наполовину вкопана в землю, чтобы не продувалась ветрами, стояли две собачьи будки, небольшой запас дров, лабаз для припасов. Словами не передать, какая умиротворенная радость наступает в душе! Наконец-то нет городской суеты, чада, грохота и ты в прекрасном месте, вокруг сосны и кедры – великаны, чистейший воздух и огромное внутреннее спокойствие.
    Наступили дни работы, с утра в тайгу, на охоту, поздно вечером обратно, кушать и спать, в воскресенье устраивал в избушке банный день, пилил и колол дрова на неделю, занимался домашними делами, отдыхал. В такой выходной мне и пришла в голову мысль, а почему я не пробую половить здесь рыбу, ведь все берега Тыгылькая были истоптаны норкой, а эта хищница без рыбы, просто жить не сможет. Значит, рыбка есть, и по обилию норочьих следов ее должно быть не мало. Какая рыба, я еще не знал, поэтому решил связать «косынку». Есть такое рыболовное средство, особенно, распространено на Тюменском Севере, где лед толстый и сеть не так просто поставить. Вяжется треугольный кусок сетки, к одной стороне привязывается прут из проволоки, это будет низ «косынки», напротив к вершине привязывается суровая контрольная нитка, к одному из сторон прута привязывается суровая нитка, для вытаскивания «косынки». Так как рыболовных припасов у меня никаких не было, решил связать из простой черной нитки, ячею сделать на 22 мм, чтобы узнать какая рыба водится в ручье. Сказано-сделано, через час я уже рассматривал свое творение, высотой «косынка» получилась около 40 см. Ручей небольшой от 3 до 5 метров, так что мое рыболовное орудие, как раз должно подойти для ловли. Не утерпел, сбегал на ручей и поставил «косынку».
    Утром следующего дня, выходя на охоту, думал проверю «косынку» после охоты, но не утерпел и проверил сразу с утра. Хариус! В «косынке» сидело два маленьких харюзенка. Сняв добычу, я поставил сетку обратно в ручей, отправился на охоту, и весь день у меня было приподнятое радостное настроение. Вечером, возвращаясь, я снял еще три харюзенка. В избушке быстро приготовил «пятиминутку», рыбу почистил, порезал кусочками, поперчил, посолил, потряс между двумя тарелками. Полез в НЗ, достал спирт, отлил 50 грамм и устроил себе праздник «живота». Хариуса я не ел уже давно, поэтому ел медленно, не торопясь, тщательно обсасывая косточки и смакуя. Кстати потрошки от рыбы я тщательно исследовал, хариус питался одним ручейником. Видно здесь его было много, так как кроме него я ничего в желудках больше не нашел.
    Вот тут мне и пришла в голову мысль, а что если порыбачить по настоящему, леска у меня была, я ей прошивал свою палатку, кивок пружинка от шариковой ручки. Остались крючки… Но у меня был огромный запас иголок. И я приступил к делу, но все оказалось не так просто, иголки –то каленые, то не догрел, то перегрел, а хариус рыба осторожная, к ней и подход особый нужен. Сломав штук десять иголок, я понял, что ничего у меня не получиться и, расстроенный, лег спать.
    Всю ночь мне снились огромные хариусы и наборы различных крючков и мормышек. Утром, когда пил чай, мне подумалось, а Ведь один из нашей компании, Саныч, летел в вертолете в своей старой рыбацкой куртке, а у него привычка, за лацкан крючки да мормышки вешать. Саныч, по карте, стоял от меня за 12 километров на реке Большая Медвежья.
    На следующий день, я пошел к Санычу, пришел уже в сумерках, уж больно короток северный зимний день. Рассказал ему про хариуса, вместе мы исследовали всю куртку, набралось шесть мормышек и одна блесенка. С этим запасом я на следующий день ушел на свою избушку.
    И начались у меня не банные, а рыбацкие дни. В воскресенье, с утра я шел на ручей, рыбачил на ручейника хариуса, к обеду возвращался и устраивал себе баню и праздничный рыбный обед. Блесенка мне не пригодилась, сколько пробовал, так на нее ничего не попалось. А вот мормышки все пошли в дело, причем с удочки не ловилось, глубины были небольшие, вот хариус и осторожничал. Я вырубал шесть лунок, вмораживал прутики, а к кончикам привязывал леску с мормышкой и насаженным ручейником, нужно было только, чтобы мормышка билась о камушки по самому дну. Выходил на берег и наблюдал за своим рыболовным хозяйством. Следовала потяжка, я подкрадывался и подсекал. До обеда штук десять-двадцать удальцов граммов по триста-четыреста ловил. Затем я стал оставлять свои удочки на ночь, идешь вечером с охоты, заберешь рыбку и домой. Правда потом морозы под сорок начались, но ручей быстрый, да еще уровень упал. Получилась пустоледица, лунку утеплишь снегом, вот и не вмерзает леска.
    Самое интересное, когда я вернулся домой, и выложил перед женой полмешка соленых хариусов, вот было удивление. Да-а-а, рыбная речка Тыгылькай!
    Категория: Красноярский край. | Добавил: Леннон (30.06.2009)